Правила посещения бани

О банях и банных процедурах писали такие известные в России медики, как Н. М. Максимов-Амбодик, М. Я. Мудров; историки В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров, И. Е. Забелин, С. М. Соловьев, многие писатели: Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Н. С. Лесков, А. М. Горький и другие. Особенно яркие страницы бане посвятил В. А. Гиляровский.

Баня прочно вошла в русские поговорки, пословицы, с баней связано много шуточных советов и т. д.: «Дураки и после бани чешутся», «Наешься луку, ступай в баню, натрись хреном, запей квасом», «Баня —мать вторая», «Помни день субботний — иди в баню», «Баня все грехи смоет»… «Порядочная» баня обязательно имеет три отделения: парное, мыльное и предбанник. Каждое из них важное. Парное отделение — там где парятся. Пословица предупреждает: «В баню идти, пару не бояться». О жаркой бане говорили: «парная баня», «пар любит баню топить». Тем, кто боится париться, обычно говорят: «Пар костей не ломит». Рядом с парильней — мыльня. При «порядочной» бане обязательно есть предбанник, где раздеваются, отдыхают и запивают баню квасом.

С баней у русских связано много поверий. В каждой бане селится злой дух. Когда топят баню, жар его временно выживает оттуда, а после того, как кончается мытье в бане, этот дух опять возвращается туда: в истопленной бане дух живет всегда. Он не любит родильниц, которых, однако, по тесноте наши предки всегда поселяли в бане. Банник существо невидимое. Но его присутствие выдают разного рода шумы (шорох веников, шум падения какого-нибудь предмета, невнятный человеческий голос или другие звуки, издаваемые животными: лай собаки, рычание зверя, вой волка, мычание и т.п.).

Особенно распространено представление о баннике как о маленьком старичке, с большой головой и цветной, обычно зеленой бородой. Такой старичок может выглядывать из-за каменки, из-под лавки, приютиться в темном углу бани… Иногда банник принимает облик родственника, друга, знакомого того человека, перед которым появляется. Происходит это обычно в бане и ошибка открывается только тогда, когда человек возвращается из бани. Иногда банник появляется в бане не один, а с целым банным семейством, с детьми, которые иногда плачут, смеются, кричат.

Излюбленным местом пребывания банника является каменка: в самой каменке, под каменкой, за каменкой. Именно оттуда банник чаще всего пугает особенно женщин, именно оттуда раздаются его жуткое храпение, свист, вой, хохот, плач… Именно отсюда банник иногда кидается камнями, сюда затаскивает тех, на кого рассердился. Другое излюбленное место банника— под полком, на котором обычно парятся.

Именно оттуда в ночной тишине слышатся его движения. Именно оттуда он появляется иногда на полке, чтобы наказать нарушителя банных запретов. Зачастую банник использует в своих шалостях и злых штучках банный инвентарь:

  • кадки,
  • ведра,
  • шайки,
  • тазы,
  • ковши и тому подобное.

Следующим излюбленным местом пребывания банника является порог бани. Существовал запрет: нельзя не только стоять или сидеть на пороге бани, но даже прикасаться к нему, потому что, согласно верованиям, под порогом бани обитают духи предков.

Вера в банника, в его злые проделки была так велика, что некоторые отказывались от посещения бань. Особенно опасно считалось ходить в баню поздно вечером или ночью. Во многих местах существовали поверья, что баннику принадлежит банное пространство полностью, в бане он господствует беспредельно. Считалось, что наиболее опасно ходить в баню перед праздниками.

Существовало убеждение, что при посещении бани следует придерживаться, притом беспрекословно, соблюдения правил учтивости, внимания к нуждам и запросам «хозяина» бани, даже к его прихотям и капризам. Одним из основных является запрет на посещение бани «на третий, четвертый или пятый пар». По некоторым поверьям, срубив баню, следовало сразу же договориться с банником, сколько смен людей будет приходить париться. Владелец бани просил «хозяина» бани, банника: «Дай ты мне трем, четырем, пяти сменам ходить в баню». «Хозяин» бани обычно после трех смен начинал пугать людей четвертой и последующих смен, а иногда и вовсе не пускал их в баню.

Сам же банник, иногда со своими «подельниками», моется не менее азартно и страстно, чем самые отъявленные любители бани: покрякивая и ухая от удовольствия. Дня посетителей бани существовал запрет на шум в бане: здесь нельзя было ни стучать, ни громко говорить, ни браниться. Опасно и произносить проклятие в бане. По поверью, произнесенное в бане проклятье, тотчас сбывается. Опрометчиво поступают те, которые хвастаются перед банником своим бесстрашием. Одно из поверий гласит, что зашедший в баню с похвальбой, да еще в неурочный третий, четвертый запретный пар, ночью живым оттуда не выйдет, а в лучшем случае отделается сильным испугом. досуг

Кстати говоря, на родине сауны, фирмы, занимающиеся строительством и поставкой сборных саун, уже кое-что поняли из тенденций строительства русских саун. Традиционно скандинавы использовали для строительства своих саун хвойные породы деревьев. Но, придя на отечественный рынок, и почувствовав интерес со стороны русских к лиственным породам, они достаточно быстро переориентировались. Сейчас они предлагают нам сборные сауны из нашей же осины, как правило в сочетании с сосной или кедром, а также ольхой. О том, что хвойные и лиственные породы нельзя смешивать в одном помещении, им пока не известно.

Итак, подведем итоги. Русскую сауну от традиционной финской отличают следующие признаки:

  • использование лиственных пород деревьев вместо хвойных,
  • соблюдение принципа не смешивать разные породы дерева в одном помещении (особенно энергоположительные и энергоотрицательные),
  • температура в парной 120 градусов (у финнов — 90),
  • другой принцип вентиляции,
  • расслабляющий, без наворотов, дизайн.
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector